Концепция развития сетей спутниковых опорных станций в Российской Федерации

В контексте данной темы мне показалось интересным предложить прочесть более старую публикацию на обсуждаемую тему.

Авторы публикации люди в данной тематике очень известные. На мой взгляд, интересно прочесть их текст 5-летней давности и поразмышлять не только о том, что произошло за эти 5 лет, но и о том, как авторы приняли участие в создании наземной инфраструктуры.

Концепция развития сетей спутниковых опорных станций в Российской Федерации

Концепция развития сетей спутниковых опорных станций в Российской Федерации

В рамках участия в обсуждении планов Росеестра по разработке стратегии «совместного развития федеральной спутниковой дифференциальной сети, спутниковых дифференциальных станций и сетей», а также вопросов по «созданию сервиса обмена данными спутниковых опорных станций на территории Российской Федерации», предлагаем следующую Концепцию развития сетей спутниковых опорных станций и региональных систем точного позиционирования на основе спутниковых постоянно-действующих референцных станций. Положения данной концепции предлагаем рассмотреть членам рабочей группы, формируемой Росеестром для работы в данном направлении после совещания 10 сентября 2012г.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что «создание сервиса обмена данными спутниковых опорных станций» на наш взгляд не является первоочередной и основной задачей при реализации стратегии развития сетей спутниковых опорных станций. Тем более определять первые шаги практической реализации по созданию такого сервиса в связи с принятием федерального закона «Об инфраструктуре пространственных данных Российской Федерации», как это было записано в повестке совещания 10 сентября, до определения самой стратегии еще рано. По нашему мнению, только создание такого «сервиса» вопросы развития применения спутниковых технологий с использованием постоянно-действующих опорных станций не решит. Тут необходимо подходить системно, а не решать частные задачи. Тем более, что в ходе совещания был предложен План мероприятий более масштабного характера, таких как принятие постановления Правительства РФ, определяющего режим использования спутников

Для начала разграничим задачи федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов, органов местного самоуправления, ведомств, предприятий и организаций в регионах. Спутниковые технологии определения местоположения в пространстве могут применяться в трех основных областях: оборона и обеспечение безопасности, наука, прикладные задачи. Необходимо разделять задачи общегосударственные и региональные, внутриведомственные, частные. К общегосударственным геодезическим задачам относится в частности поддержание единой каркасной сети ГГС и сетей сгущения, образующихся по принципу от общего к частному на территории нашей страны, для обеспечения единства и целостности системы отсчета, упорядочивания систем координат, при ведении хозяйственной деятельности федеральными, региональными, муниципальными образованиями, ведомствами, организациями, частными предприятиями, а также в целях науки, международных отношений и обороны страны. Все остальное, включая оказание различных услуг (сервисов), необходимо предоставить субъектам хозяйственной деятельности на местах, не занимающихся вопросами федерального, общегосударственного уровня.

Государственная геодезическая сеть (ГГС), состоящая из пунктов ФАГС, ВГС, СГС-1 должна развиваться там, где необходимо, в первую очередь в районах, где ведется активная хозяйственная деятельность, а не по принципу равномерного покрытия всей территории страны, за исключением пунктов ФАГС. Пункты ФАГС, обеспечивающие каркас ГГС, необходимо в обязательном порядке оснащать оборудованием для приема сигналов Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). Данное оборудование должно работать постоянно, максимально используя потенциал спутниковых навигационных систем для закрепления (реализации) и поддержания единой геоцентрической системы координат. В свою очередь отечественная навигационная система ГЛОНАСС нуждается в мониторинге и эфемеридной поддержке и это может решаться, в том числе, с помощью постоянно-действующей спутниковой аппаратуры на пунктах ФАГС.

Пункты ВГС, СГС-1 и сетей сгущения могут быть оснащены постоянно-действующей спутниковой аппаратурой ГНСС для возможности ведения периодического контроля взаимного положения данных пунктов и положения относительно пунктов ФАГС в геоцентрической системе координат (WGS-84, ПЗ-90.02), а также для обеспечения применения спутниковых методов при развитии постоянно-действующих спутниковых опорных станций и сетей различного назначения региональными, муниципальными и местными организациями и ведомствами. В идеале хотелось бы иметь на территории России современную и периодически актуализируемую сеть пунктов, аналогичной международной сети ITRF. Плотность пунктов сети ГГС с установленной постоянно-действующей спутниковой аппаратурой должна обеспечивать привязку опорных спутниковых станций по соответствующим методикам.

Таким образом, если говорить о развитии «федеральной спутниковой дифференциальной сети», создаваемой федеральными органами исполнительной власти, то это необходимо прямо связывать с развитием государственной геодезической сети. Частью планируемой модернизации ГГС должно стать обязательное оснащение существующих пунктов ФАГС и вновь создаваемых пунктов ВГС и/или СГС-1 спутниковыми приемниками сигналов ГНСС, включая их в единую федеральную сеть геодезических референцных станций. Такая сеть должна служить общегосударственным целям, решая задачи фундаментальной науки, обороны и безопасности страны.

Федеральная сеть спутниковых постоянно-действующих геодезических опорных (референцных) станций не должна заменять собой пункты ГГС. Это совокупность спутниковых геодезических референцных станций, совмещенных с пунктами ГГС, что должно являться элементом модернизации существующей государственной геодезической сети. При этом эффектом модернизации может стать значительная экономия средств на создание и поддержание пунктов ГГС за счет снижения плотности сети.

Для сбора, обработки и хранения спутниковых данных с пунктов ГГС необходимо создать службу, которая отвечала бы за сбор спутниковой измерительной информации в общий Федеральный банк данных ГНСС (например, файлов в формате RINEX с интервалом записи 30 сек.). Данная служба могла бы предоставлять спутниковую измерительную информацию заинтересованным потребителям разного уровня. Примером может служить сервис Объединенного Центра орбитальных и наземных данных (The Scripps Orbit and Permanent Array Center (SOPAC)), с помощью которого можно свободно получить доступ к спутниковой измерительной информации постоянно-действующих спутниковых станций сети Международной ГНСС службы IGS, в том числе находящихся на нашей территории (Звенигород, Менделеево, Норильск, Новосибирск…). Банк данных ГНСС может быть реализован на базе FTP сервиса со свободным доступом через процедуру регистрации. Он должен содержать «сырые» спутниковые измерения (файлы в формате RINEX) по сигналам систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR (в перспективе систем Galileo и Compass), точные эфемериды и каталог координат пунктов ГГС в государственной геоцентрической системе координат на выбранную эпоху.

Служба также могла бы осуществлять сбор данных ГНСС с опорных станций, принадлежавших сторонним организациям и не входящих в состав федеральной сети, которые предоставляли бы данные в обмен на безвозмездной основе. Такого рода обмен данными как элемент частно-государственного партнерства позволил бы использовать существующие и создаваемые опорные станции различного назначения для решения общегосударственных задач, например, для геодинамического мониторинга, изучения атмосферы, предсказания землетрясений и др. В свою очередь спутниковая измерительная информация с оснащенных ГНСС аппаратурой пунктов ГГС применялась бы для уточнения привязки спутниковых опорных станций к государственной геоцентрической системе координат.

За создание и содержание Федеральное сети спутниковых постоянно-действующих геодезических опорных станций и Федерального банка данных ГНСС безусловно должен отвечать федеральный орган исполнительной власти - Росеестр в лице уполномоченной организации или службы. Функции операторов сетей спутниковых опорных станций для оказания различных услуг, включая предоставление корректирующей спутниковой информации для определения точного местоположения и измерений в режиме реального времени (режимы DGPS, DGNSS и RTK), необходимо предоставлять местным предприятиям по решению исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и гражданам, способным осуществлять такие функции.

Для решения прикладных задач (точная навигация вдоль морских берегов, речных путей, близи аэропортов, на железных и автомобильных дорогах, межевание, инженерные изыскания, геодезическое обеспечение строительства, маркшейдерское обеспечение при разработке полезных ископаемых, устранение последствий чрезвычайных ситуаций и мн.др.) уже создаются постоянно-действующие спутниковые опорные станции, которые обеспечивают разнообразные сервисы. На основе постоянно-действующих спутниковых опорных станции функционируют региональные системы точного позиционирования (СТП), в которых предоставляются услуги конечным потребителям. Как правило, это осуществляется в виде передачи корректирующей информации (диффренциальных поправок) в режиме реального времени, распространении спутниковой измерительной информации для постобработки и непосредственно обработка измерений пользователей. На сегодня в различных регионах Российской Федерации уже существуют около 300 таких станций, образующих «спутниковые опорно-межевые», «навигационно-геодезические» сети. Сети создаются местными органами власти и организациями там, где это выгодно и эффективно. В центральных областях Российской Федерации, в частности в Московской области, возникает конкуренция, которая в принципе должна положительно повлиять на качество и широту оказываемых услуг. От федеральных органов исполнительной власти требуется поддержка в виде законодательных актов и постановлений для обеспечения легитимности работы операторов пространственных данных.

Необходимо разработать процедуру придания официального статуса создаваемым в различных регионах постоянно-действующим спутниковым станциям СТП и отдельным спутниковым опорным станциям. Данная процедура может включать требование к привязке станций к пунктам государственной геодезической сети (единой федеральной сети опорных геодезических станций) в геоцентрической системе координат и обмену данных ГНСС с федеральной службой. Придание спутниковой станции статуса «опорной» должно сопровождаться проверкой соблюдения общих условий внешнего закрепления спутниковых антенн, требований к техническим характеристикам и функциональному набору спутниковых приемников, набору предоставляемых спутниковых данных и обеспечение постоянной работоспособности. Для этого необходимо разработать общие требования к спутниковым опорным станциям и процедуру их аттестации (регистрации), как первичной, так и периодической. Такая процедура может быть разработана отдельно для включения создаваемых спутниковых опорных станции в состав опорных сетей, и отдельно для включения в состав федеральной сети спутниковых референцных станций с присвоением определенного класса сети, если необходимо. Регистрация спутниковых опорных станций может иметь уведомительный характер. Регистрация должна обеспечить легитимность использования спутниковых данных постоянно-действующих опорных станций при выполнении геодезических, маркшейдерских, кадастровых и других видов работ, где применяются спутниковые методы относительных определений. Порядок передачи корректирующей информации и тарифы должны регулировать операторами сетей и собственниками спутниковых референцных станций. Справочная информация о предосталяемых пространственных данных должна быть обще- и легкодоступной.
Не являясь пунктами ГГС и не входя в состав федеральной сети, региональные спутниковые опорные (референцные) станции могут являться пунктами опорных (специальных) сетей, обеспечивая возможность использование потенциала ГНСС при ведении хозяйственной деятельности в регионах. При этом спутниковые опорные станции могут обеспечивать связь между государственной геоцентрической системой координат и местными системами координат субъектов РФ и городов.

Постоянно-действующие спутниковые опорные станции создаются и развиваются исполнительными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и частными предприятиями, ведомствами и физическими лицами, работающие в регионах и на местах. Развитие услуг должно осуществляться в условиях свободного рынка, а роль федеральных органов при этом должна заключаться в создании условий развития такого рынка и контроля соблюдения принципа единства пространственно-временного поля, правил и стандартов.

Предлагаем рабочей группе Росеестра рассмотреть вышеизложенные положения в виде предложений при формировании стратегии развития федеральной спутниковой дифференциальной сети, определении режима использования, регламента регистрации и эксплуатации спутниковых опорных станций гражданского назначения, потому что считаем, что реализация данных положений позволит поднять на высокий технологический уровень опорную геодезическую сеть Российской Федерации, ускорить ее развитие с меньшими затратами, обеспечит легитимность применения постоянно-действующих опорных геодезических станций субъектам хозяйственной деятельности, создаст единые стандарты и требования в данной сфере и в целом повысит эффект от использования современных спутниковых навигационных технологий в нашей стране.

С уважением,

Евстафьев Олег Валерьевич
Директор направления Спутниковые системы позиционирования
ООО “Инжиниринговый Центр ГФК”

Ванин Сергей Александрович
Директор по проектам
ООО “НАВГЕОКОМ”

28 июля 2017 г. Правительство приняло решение о создании федеральной сети дифференциальных геодезических станций http://government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

В задачах: п.4.14. Создать отечественную цифровую платформу сбора, обработки и распространения пространственных данных для нужд картографии и геодезии, обеспечивающую потребности граждан, бизнеса и власти

Поставлена веха на IV квартал 2020 г.: п. 4.14.8. … федеральная сеть дифференциальных геодезических станций, обеспечивающих повышение точности определения координат, а также центр интеграции сетей дифференциальных геодезических станций и обработки получаемой информации

1 лайк

Это цитата месячной давности. На фоне обсуждения появляется красивая новость в тему нашего обсуждения. Теперь можно следить за развитием событий. Может мы тоже примем участие в формировании цифровой экономики.

1 лайк

Сергей, как обычно все упирается в финансирование и инертность бюрократии.

Сергей Дмитриевич, приветствую. Считаю полезным предложить ряд комментариев к указанной концепции.

Сегодня впервые ознакомился с данной работой и могу сказать, что исходные постулаты, предлагаемые в концепции, лично я полностью поддерживаю и в общем и целом согласен с ними. По стилю изложения видно, что О.В.Евстафьев точно приложил руку к данной концепции, что касается соавтора, то с его работами не знаком, поэтому судить о степени его участия не могу.

Так как статья является достаточно давнишней не думаю, что критика рассматриваемых вопросов ввиду существенного изменения нормативно правовой базы, в том числе Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 2378-р «Об утверждении Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года», закрепляющей зону ответственности по ряду рассматриваемых вопрос, может быть конструктивной. Учитывая, что конечная реализация данной концепции до сих пор не ясна (2020 год еще не наступил), считаю более продуктивным обсуждение вопросов развития отмеченных отраслей, упомянутых в Концепции и методов достижения предлагаемых улучшений.

Из основных предложений Концепции можно выделить следующие:

  • создание сети открытых пунктов слежения системы ГЛОНАСС, находящихся в пользовании различных федеральных органов исполнительной власти и научных организаций;
  • пересмотр ограничений на координаты пунктов государственных геодезических и нивелирных сетей в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации;
  • создание полнофункционального международного эфемеридного центра, организацию информационного сервиса и введение государственной услуги по предоставлению потребителям точных эфемерид искусственных спутников Земли системы ГЛОНАСС;
  • создание и развитие федеральной спутниковой дифференциальной сети и сервисов предоставления дифференциальной информации как одного из сегментов функциональных дополнений системы ГЛОНАСС; - реализация стратегии совместного развития федеральной спутниковой дифференциальной сети, спутниковых дифференциальных станций и сетей на уровне субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • развитие вычислительных центров, осуществляющих сбор и архивацию спутниковых наблюдений, управление и предоставление потребителям дифференциальной информации;
  • создание и коммерциализация спутниковой дифференциальной сети федерального оператора;
  • участие в международных исследовательских проектах, реализуемых международной службой вращения Земли IERS и международной службой глобальных навигационных спутниковых систем IGS (International GNSS Service), международном обмене информацией и разработке общепринятых стандартов.

Как видно из указанным предложений, все или практически все указанные в статье постулаты нашли свое отражение в Концепции 2020 (принятой в следующем квартале после публикации статьи), например, формирование Федерального банка данных ГНСС, создание Федеральной сети спутниковых постоянно-действующих реф-х станций, вопросы прикладного применения данной структуры и использования ее для решения задач федерального уровня.

Однако не стоит забывать, что при решении глобальных задач требуется вложение капитальных денежных средств, объем которых выражается в масштабах бюджета государства, поэтому создание так называемых глобальных вычислительных центров (типа IGS), предполагающих сбор, хранение, распределенную обработку и выдачу пользователям в выходном формате, приемлемым для решения задач потребителей, равно как создание дифф. сетей Федерального оператора должна решаться либо на государственном уровне (как построено развитие системы WGS-84, заказчиком которой является Министерство обороны США и последняя реализация которой TR8350.2 с обозначением WGS-84(G1150) опирается на постоянно-действующие станции ВВС США (USAF), Национальное агентство геопространственной разведки США (NGA) и 49 станций международной геодинамической сети IGS - 2 из которых находятся на территории России), с последующей коммерциализацией оказываемых услуг для возврата затрат или специализированной международной службы типа IAG (Международная ассоциация геодезии), созданная в целях развития и поддержания ITRS («Международная наземная опорная система ») и ее наземную реализацию ITRF (“Международная наземная опорная сеть”) , признанные во всём мире в качестве международной опорной системы для использования в различных фундаментальных и прикладных задачах. Однако тут нужно иметь ввиду, что на сегодня по всему миру построены около 4000 пунктов ITRF, к которым обеспечен открытый доступ, а их координаты выложены в Интернете. Сеть ITRF является мониторинговой, т.к. координаты пунктов ITRF постоянно уточняются благодаря непрерывным наблюдениям различных измерительных систем. Вывод каждой новой версии ITRF основан на объединении координат и скоростей движения станций ITRF, расположенных по всему миру, полученных по данным различных систем наблюдений. ITRF является блоковой системой и включает 6 региональных опорных сети и соответственно 6 управляющих ими региональных подкомиссий IAG, а именно: региональная подкомиссия по Европе, Южной и Центральной Америке, Северной Америке, Азиатско-Тихоокеанскому региону и Антарктике. Как видно из представленной информации создание параллельной международной структуры подобного уровня является нецелесообразным и более перспективным является вопрос интеграции в существующую сложноиерархическую структуру ассоциации.

О Мировой геодезической системе WGS-84 было сказано выше, но обратим отдельное внимание, что система WGS-84, оставаясь в ведении Министерства обороны США и решая его задачи, в гражданской сфере приносит ощутимые прибыли её собственнику за счёт внедрения в мировые транспортные, геодезические и многие другие экономические инфраструктуры. И в то же время, опираясь на IТRS/ITRF, система WGS-84 развивается во многом за их счёт, что также значительно снижает бюджетную нагрузку. Еще несколько слов о WGS84.

Мировая геодезическая система WGS-84, являясь именно всемирной, тем не менее, не является конечным носителем геоцентрических параметров для самих США. В США в последнее время большими темпами осуществляется процесс перехода от действовавшей Национальной геодезической опорной системы (National Geodetic Reference System - NGRS) (аналога нашей геодезической системы СК-42) к Национальной пространственной опорной системе (National Spatial Reference System – NSRS) - NSRS – национальная система координат США, в которой определяются широта, долгота, высота, масштаб, гравитационное поле и ориентация, предназначенная для удовлетворения экономических, социальных и экологических требований.

К компонентам NSRS относятся:

  • Федеральная опорная сеть (Federal Base Network - FBN),
  • Интегрированная опорная сеть (Cooperative Base Network - CBN),
  • Пользовательская сеть сгущения (User Densification Network - UDN).

FBN обеспечивает данными ГНСС следующие виды деятельности: трехмерное позиционирование, метеорологию и геофизические приложения на всей территории США и нескольких зарубежных стран.

CBN содержит дополнительные станции, обеспечивающие безопасную навигацию воздушных судов, или работающие в областях движения земной коры.

UDN предоставляет услуги, которые обеспечивают пространственную привязку для локальных инфраструктурных проектов. UDN-услуги связаны наблюдениями в FBN и CBN в соответствии со стандартами и спецификациями Подкомитета федерального геодезического контроля (NGS). Перед отправкой данных в NGS, организация должна проверить их точность, используя программное обеспечение, поставляемое NGS.

Таким образом, при развитии инфраструктуры пространственных данных России безусловно следует учесть положительный международный опыт (на принципах NGRS).
В качестве неоспоримых постулатов Концепции 2020 выделим основные тезисы, коррелирующие с вопросами, обсуждаемыми в статье и требующими первоочередного решения:

  • определение параметров высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации, включающее в т.ч. создание и развитие высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации, интегрированной с новой международной земной опорной системой ITRS, для осуществления геодезических и картографических работ, обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач;
  • создание и развитие инновационной структуры государственных геодезических сетей, включающее в т.ч. модернизацию существующих государственных геодезических сетей (1 - 4-го классов) путем создания инновационной структуры, состоящей из государственной сети ФАГС, а также ВГС и СГС 1-го класса;
  • создание и развитие федеральной спутниковой дифференциальной сети и сервисов предоставления дифференциальной информации как одного из сегментов функциональных дополнений системы ГЛОНАСС.

Обращаю внимание, что пункты ФАГС, ВГС и СГС-1 входят именно в модернизированную структуру ГГС, так как классическая ее часть, согласно “Основным положениям о государственной геодезической сети Российской Федерации - ГКИНП (ГНТА) – 01 – 006 - 03” состоит из:

2.2. Структура и точность государственной геодезической сети по состоянию на 1995 год
2.2.1. ГГС, созданная по состоянию на 1995 года, объединяет в одно целое:
• астрономо-геодезические пункты космической геодезической сети (далее - АГП КГС);
• доплеровскую геодезическую сеть (далее - ДГС);
• астрономо-геодезическую сеть (далее - АГС) 1 и 2 классов;
• геодезические сети сгущения (далее - ГСС) 3 и 4 классов.

Модернизированная структура ГГС призвана обеспечивать принцип преемственности измерений, т.е. уточнения параметров взаимного ориентирования геоцентрической системы координат (закрепление которой происходит на базе пунктов ФАГС) и системы геодезических координат СК-95 (закрепленной и распространенной на территории страны как раз пунктами АГС и СГС). Нужно отметить, что пункты высшим уровнем модернизированной ГГС являются пункты ФАГС, которые служат не только для закрепления геоцентрической системы на заданном уровне точности, но и для взаимосвязи с аналогичными пунктами различных государств, т.е. с международными геоцентрическими СК. Второй уровень в модернизированной структуре ГГС занимают пункты ВГС, основными функциями которых является распространение на всю территорию России геоцентрической системы координат и уточнения, как было сказано выше, параметров перехода к геодезическим системам координат. Третий уровень в современной структуре ГГС занимает спутниковая геодезическая сеть 1-го класса, основная функция которой состоит в обеспечении оптимальных условий для реализации возможностей спутниковой аппаратуры при переходе на спутниковые методы определения.

Хотелось бы обратить внимание, что в действующей нормативной базе (Федеральный закон “О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 30.12.2015 N 431-ФЗ) установлено разграничение ответственности по вопросам развития геодезической отрасли, которое закрепляет курирование сферы решения геодезических задач гражданского сектора за Росреестром. В том числе, устанавливаются правила регистрации дифференциальных спутниковых сетей регионального и муниципального значения и ограничительные требования по коммерческой эксплуатации таких сетей на коммерческой основе. Однако на сегодняшний день информация по регламентирующей технической документации, устанавливающей шаблонные формы регистрационных документов отсутствует (по крайней мере у меня).

В случае создания системы Федерального спутникового оператора на деньги государства ни о каких условиях свободного рынка не может быть и речи, все условия будут устанавливаться и контролироваться уполномоченным государством органом (Росреестр). Поэтому условия включения (регистрации) нового пункта на основе постоянно-действующей референцной станции (скорее всего в статусе пункта СГС-1), равно как и коммерческая составляющая в рамках предоставляемых сервисом услуг будут регламентироваться техническими документами уполномоченного действовать в интересах оператора агентства (Росреестр). При этом под регистрацией имеется ввиду именно регистрация станции в качестве пункта системы Федерального спутникового оператора, а не средства измерений, т.к. спутниковый ровер по определению является таковым, а информация о средствах измерений опубликована на сайте Росстандарта (http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/11/7list.aspx). Думаю, что целесообразно было бы принять к сведению международный опыт в части разработки требований и условий по размещению ГНСС-антенн и за основу нового регламента взять действующий документ (http://igscb.jpl.nasa.gov/network/guidelines/guidelines.html - International GNSS Service).

Также, чтобы не вносить путаницы в тему практического применения предлагаемой к реализации системы Федерального спутникового оператора предлагается разделить все существующие работы геодезической направленности на два вида : лицензируемые (или работы, выполняемые в целях обеспечения обороны Российской Федерации) и нелицензируемые.

К лицензируемым видам работ отнесем перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 1099. Отметим, что такие работы организуются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.

Сферу же нелицензируемых видов работ можно целиком и полностью организовать, в том числе, на базе системы Федерального спутникового оператора, а их организация и нормативно-правовое регулирование будет контролироваться Росреестром.